За последние годы мы все узнали много нового о смертоносных вирусах. Сегодня мы пересматриваем фильмы и сериалы, которые были сняты до того, как реальность догнала вымысел. Среди них мы отбираем лучшие, которые рассказывали о различных разновидностях болезней и вирусов, заражающих в больших масштабах — не просто превращающих людей в кровожадных тварей или быстро убивающих массы. Здесь нужно не только пересмотреть современную классику о живых мертвецах ("Ходячие мертвецы", "Война миров Z"), но и показать эпидемический хаос с точки зрения кинопровидцев, точно предсказавших будущее со своей точки зрения. Вот наш выбор.
Сериал "Спираль" рассказывает об эпидемии со стороны ученых, пытающихся ее предотвратить. Команда под руководством доктора Сары Джордан и доктора Алана Фаррагута отправляется на арктическую станцию корпорации "Илария", где произошла утечка некоего вируса. Они быстро обнаруживают, что происшествие может иметь ужасные последствия для всего земного шара. Снятый для канала SyFy, сериал объединил в себе элементы мистики и фильма ужасов на фоне вымышленной сюжетной линии, которая потенциально может произойти в реальном мире. Сериал, в котором снялись Билли Кэмпбелл, Хироюки Санада, Кира Загорски, Марк Ганиме и Мэтт Лонг, не дожил до третьего сезона и был снят в 2015 году.
Сюжет фильма "Я — легенда" можно описать, переставляя местами героев драмы: Уилл Смит, немецкая овчарка и зараженные люди. На заднем плане — опустевший Нью-Йорк — рабочее место вирусолога, создающего вакцину для жертв эпидемии. Исследователь пытается искупить вину своих коллег, создателей лекарства от рака — после мутации, смертельной для 99 % населения. Четвертая полнометражная экранизация романа Ричарда Мэтисона, написанного более полувека назад, возвращает нас в прошлое, чтобы показать захватывающую классическую историю о человеческом одиночестве, решимости и борьбе перед лицом личной трагедии и миссии, превышающей возможности отдельного человека. К 2020 году казалось, что, наряду с показом фильма "Ванильное небо", просмотр фильма "Я — легенда" — одна из немногих возможностей увидеть пустынную Таймс-сквер в Нью-Йорке.
Когда у руля постановки стоит режиссер такого уровня, как Гильермо дель Торо, можно не сомневаться в качестве картины. Сериал "Штамм" начинается как опытный триллер — после приземления в нью-йоркском аэропорту самолет, полный пассажиров, перестает реагировать на команды диспетчеров. Службы переходят в режим ожидания, а на место происшествия прибывают эпидемиологи из Центра по контролю и профилактике заболеваний. Чтобы исключить возможность распространения эпидемии, они сами поднимаются на борт самолета и находят только трупы. Что именно убило пассажиров? Ученые прибегают к помощи отставного профессора истории, который предсказывает им дальнейшие события — они сталкиваются не столько с болезнью, сколько с легендой. "Штамм" решает пойти по пути, по которому вряд ли пойдут большинство сериалов. Из общей массы историй о вспышках болезни его выделяет переход от научной фантастики к полноценному фэнтези со ставкой на поединок с неведомыми силами.
Высокобюджетное зомби-шоу с возрастной категорией PG-13? Звучит, по меньшей мере, как оксюморон. Экранизация романа "Война миров Z", написанного Максом Бруксом, была сделана с большим пафосом. Фильм балансирует между правдоподобным изображением мира во время эпидемии и отсутствием кровавого насилия. Брэд Питт играет бывшего следователя ООН, который, как и весь остальной мир, оказывается втянут в борьбу за выживание. Пытаясь защитить свою семью, он присоединяется к команде, чтобы найти источник вспышки, которая стремительно превращает все человечество в кровожадных зомби. Прекрасно поставленная последовательность хаотичных, крайне опасных и потому увлекательных для зрителя событий разворачивается на нескольких континентах, маскируя ограниченность посыла постановки.
Британский фильм "28 дней спустя" начинается почти так же, как и более поздний сериал "Ходячие мертвецы". Молодой парень просыпается в заброшенной больнице и выходит на пустые улицы. Оказывается, за время его отсутствия мир охватила чума, которая делает людей крайне жестокими. Фильм Дэнни Бойла с Киллианом Мерфи и Наоми Харрис в главных ролях изображает постэпидемическую реальность как столкновение самых первобытных инстинктов, крах социальных ценностей, которые живое человечество теряет вместе с крахом цивилизации. Это не столько эффектное, сколько эффективное кино, реалистично показывающее динамику человеческих отношений во время кризиса.
Сегодня зомби-произведения вызывают у некоторых зрителей скорее усталость, чем восторг. Эту исчерпанность формулы лучше всего иллюстрирует история "Ходячих мертвецов", сериала, который был одним из двигателей моды на живых мертвецов. История Рика Граймса и его группы, пытающихся выжить в Америке, опустошенной эпидемией таинственного вируса, сначала была названа одним из самых интересных сериалов, но в итоге пришла к своему завершению к радости всех не посвященных фанатов. Оглядываясь назад, можно сказать, что телебашмачники заслуживали более мягкого отношения, но все же им удалось войти в историю как одному из произведений, породивших зомби-манию. Особого внимания заслуживает сюжетная линия с поездкой в Атланту и центр CDC, где должны были находиться ученые, работающие над вакциной. Финальная развязка ощущается как спокойное открытие нового этапа сериала — надежда на лучшее будущее может умереть только вместе с последним из живых. В ролях: Эндрю Линкольн, Норман Ридус, Стивен Йон, Данай Гурира и Лорен Кохан.
Данный сериал доступен в онлайн-кинотеатре KION
В фильме Леоса Каракса пандемия — это проклятие человечества, потерявшего свою искренность. Смертельной болезнью заражаются те, кто физически любит друг друга без настоящих чувств. Действие фильма происходит в Париже, где молодого парня Алекса нанимают, чтобы выкрасть сыворотку от болезни из тщательно охраняемой лаборатории. Вовлеченный в отношения с двумя девушками, главный герой решает совершить прыжок в одиночку. Важнее сюжета здесь эстетика, метафора эпидемии, заложенная в идее, и совершенно уникальная способность режиссера руководить актерами, что стало предвестником совершенно уникальной карьеры одного из самых интересных современных режиссеров кино. Фильм, снятый 25-летним режиссером, был показан на Берлинском кинофестивале.
Южнокорейский триллер "Поезд в Пусан" основан на очень простой предпосылке. Очень быстро вспыхивает эпидемия, и таинственный вирус начинает превращать людей в кровожадных тварей. На борту поезда Сеул-Пусан оставшиеся в живых люди борются за то, чтобы остановить набирающую скорость машину. Подобное произведение, полное зачастую абсурдного действия, темпа, который отказывается замедляться даже на мгновение, может стать новым открытием в зомби-кино. Зрелище наравне с лучшими голливудскими фильмами, полное удачных спецэффектов и кровавой резни. Если вам уже надоела нежить, эта картинп обязательно должна быть в вашем списке на просмотр.
Фильм "Эпидемия" Вольфганга Петерсена рассказывает историю о вирусе, попавшем в прошлое и попавшем в наши дни. Действительно, старую и новую вспышки разделяют целых 28 лет. Однако изменилось место действия — американским исследователям не обязательно находиться в Африке, чтобы изучать смертность от эпидемии. Фильм размышляет о масштабах действий правительства в чрезвычайной ситуации. К каким мерам прибегнет государство и его иждивенцы, чтобы защитить своих граждан, а может, и самих себя? Захватывающий триллер с самыми высокими ставками, ведь цена, которую придется заплатить за провал, неописуема. В фильме задействован звездный состав: Дастин Хоффман, Рене Руссо, Морган Фримен и Дональд Сазерленд.
Фильм Стивена Содерберга "Заражение" получил вторую жизнь во время пандемии, когда обнаружилось поразительное сходство с событиями в нашей реальности. Консультации с вирусологами и эпидемиологами принесли свои плоды, ведь в сюжете можно проследить многие точные диагнозы, которые через несколько лет стали нашей мрачной повседневной реальностью. Когда вымышленная чума охватывает весь мир, обычные люди пытаются выжить, а исследователи начинают борьбу со временем. Прежде чем наступит окончательная паника, необходимо справиться с кризисом и выиграть больше дней, которые могут приблизить нас к сдерживанию эпидемии. С точки зрения сегодняшнего дня "Заражение" трудно рассматривать как развлечение, но такого почти документального, но в то же время по-настоящему драматизированного и беллетризованного отражения нашей повседневной жизни мы не видели уже больше года.
Мир, охваченный эпидемией, ждет своей гибели, скатываясь в спираль насилия и хаоса. Вот уже 18 лет в мире не рождается ни одного ребенка, и человечеству ничего не остается, как ждать неизбежного конца. Тео, главный герой фильма "Дитя человеческое", — человек, за которым вряд ли стоит следить. Однажды судьба поручает ему самую важную миссию в его жизни. Он должен доставить в безопасное место молодую женщину, которая несет на руках чудо - живого ребенка. Знакомое по научно-фантастическим фильмам антиутопическое видение будущего — лишь фон для вопроса о состоянии нас как вида. Режиссер Альфонсо Куарон сочетает качества развлекательного кино с подлинным созерцанием — что так редко встречается в фильмах и сериалах подобного рода.
Знаменитый фильм Терри Гиллиама рассказывает о мире, где 99 % человечества вымерло, а оставшиеся в живых прячутся под землей. Главным героем истории становится заключенный Джеймс Коул, которому поручено отправиться в прошлое, чтобы найти источник вспышки эпидемии. Вместо того чтобы вернуться в 1996 год, когда, возможно, произошел преднамеренный выброс смертельного вируса, он попадает в мир на шесть лет раньше. Ему приходится бороться за выживание и начать гонку со временем, чтобы узнать правду о событии, которое определило весь его мир. Хотя отправной точкой для постапокалиптического фильма с Брюсом Уиллисом и Брэдом Питтом в главных ролях стала короткометражка Криса Маркера "Взлётная полоса", это совершенно уникальная работа, представляющая собой выразительную картину дезориентации, усиленной хаосом постпандемического мира. Спустя годы фильм был адаптирован в телесериал.